Нет ничего невозможного! Сегодня каждый может почувствовать себя парфюмером и самостоятельно создать уникальные духи для себя или дорогого человека – парфюмерия всегда была отличным подарком. Но прежде чем смешивать эфирные масла и другие ингредиенты, необходимо самим окунуться в теорию создания духов.
Основы парфюмерии
В ту же группу цитрусовых ароматов входят лимон, апельсин и мандарин – очень разные сами по себе запахи. Которые включены в составы множества духов, совершенно друг на друга не похожих. Поэтому в парфюмерии, чтобы верно описать и прочитать структуру аромата духов или туалетной воды, его принято делить на три части – верхние, средние и базовые ноты. Основой для такого дробления служит срок, за который раскрывается на коже тот или иной сегмент композиции парфюма.
Рассмотрим их подробнее:
Верхние ноты
Это самая легкая и летучая фракция аромата. Уже через 10-15 минут после нанесения ее частицы поднимаются в воздух, обволакивая женщину первыми оттенками запаха. Так происходит знакомство с ароматом, а для окружающих – с его носительницей: именно верхние ноты дают самый широкий шлейф в пространстве, сигнализируют и формируют исходное впечатление.
За такую исключительную роль их еще называют головными или открывающими.
И чтобы знакомство не было испорчено с первых минут, для верхних нот духов выбирают заметные, яркие, но не чрезмерно тяжелые, насыщенные компоненты, чтобы они не подавляли собой остальную ароматную палитру:
· весь спектр цитрусовых оттенков,
· зеленый чай (безусловный хит прошлого в отдельных ароматах популярен до сих пор),
· легкие ягод – малиновые, смородиновые, вишневые,
· фруктов – абрикосовые, персиковые, сладкого манго и зеленого яблока,
· из синтетических компонентов – несущие морскую свежесть, запах дождя и скошенной травы.
Пряные ароматы тоже допустимы, например, с нотками перца и восточных специй, базилика, розмарина, мяты. Но здесь стоит помнить о концентрации: в обонятельные рецепторы окружающих нужно стучаться деликатно, приглашая к продолжению знакомства, а не выбивать дверь тараном. Тем более, что за первыми запаховыми аккордами идут более глубокие слои композиции.
Верхние ноты могут играть сольно до одного часа. Затем концентрация их легких молекул в окружающем пространстве падает и восприятию открывается следующий уровень духов.
Средние ноты
Из названия понятно, что это срединная фракция или основа, сердце аромата. Она раскрывается медленнее – примерно через час, а держится на коже в среднем 6-8 часов. Именно это обонятельное впечатление мы носим в течение рабочего дня, и именно на средние ноты нужно ориентироваться, выбирая повседневные духи: чтобы были приятные, не вызывали раздражения за длительное время – у хозяйки и окружающих.
Здесь помогает особенность средних нот – более насыщенные и яркие, они меньше развеиваются в пространстве, плотно окутывая носителя коконом душистой ауры. Чтобы чувствовать сердцевину парфюма, нужно подойти довольно близко. Вместе с тем, для сердцевины духов выбирают какой-либо один аромат либо смесь похожих, родственных по тональности. Чаще всего – натуральные эссенции или их синтетические аналоги:
· цветочные – роза, тубероза, ирис, пион, фиалка, жожоба, иланг-иланг, ландыш,
· специи – кофе, корица, имбирь, мускатный орех,
· благородное дерево – сандал, пачули, липовый цвет,
· фруктовые и ягодные – клубника, арбуз, жимолость, лимон, лайм, дыня,
· скошенная трава,
· озоновое благоухание после дождя,
· мед,
· карамель.
Именно средние ноты в духах самые богатые, пышные и стойкие. Но заговорить им в полную силу помогает базовая часть аромата.
Базовые ноты
Базовые или нижние ноты могут быть совсем простыми, даже грубоватыми, например, как кориандр, базилик, амбра и им подобные. Однако, раскрываясь постепенно и очень медленно они связывают все слои парфюма в единую композицию, удерживают их вместе, делают духи зрелыми, объемными и глубокими. Обогатившись оттенками из сердцевины аромата и максимально раскрывшись сами, они могут держаться на коже, волосах и одежде от 10 – 12 часов до суток или даже больше.
В базу парфюма идут самые устойчивые и концентрированные компоненты, которые оставляют особо яркий и выигрышный флер вокруг человека и следовые ноты на одежде. Кроме названных выше, к таким ароматам относят:
· жасмин,
· лаванда,
· гвоздика
· мускус,
· кедр и другие хвойные,
· алкоголь (виски, коньячные нотки).
Полностью раскрывшаяся база – это финал звучания аромата. А всю трехслойную структуру духов, по важности и весомости компонентов, можно представить в виде пирамиды, которая так и называется – ольфакторная пирамида. Это не только любопытный факт, но и практический инструмент, который поможет нам на следующих этапах сделать парфюм своими руками: опираясь на ее ступени можно подбирать разные ингредиенты, их сочетание, прогнозировать результат и составлять собственные рецепты.
Семейства ароматов
· Цветочные – когда в качестве основной ноты используют аромат какого-то одного цветка, а уже вокруг него выстраивают остальную композицию.
· Фруктовые – базовыми здесь являются ароматы фруктов, в том числе экзотических, ягод, плодов. Как правило они более тонкие и свежие, чем цветочные, но есть в данной группе и сладкие парфюмы.
· Цитрусовые ароматы, благодаря их узнаваемому и очень характерному звучанию, выделяют в самостоятельное семейство. Духи именно с цитрусовыми срединными нотами многие считают синонимом свежести и легкости.
· Шипровые парфюмы стали своеобразным продолжением предыдущей группы, так как в их рецептуре цитрусовые ноты смешиваются с цветочными, древесными, мускусом, амброй, алкоголем, пряностями.
· Зеленое семейство разрослось и выделилось в самостоятельное именно благодаря синтетическим компонентам, которые научились передавать запах листвы, свежей травы, зеленого чая, огурца, бамбука и прочих зеленых растений. Среди них есть как свежие, так и теплые, дразнящие ароматы, например, с нотками каннабиса.
· Древесные – более насыщенные и концентрированные, базирующиеся на ароматах благородной древесины, земли, дополненные оттенками воды, дыма и алкоголя. Чаще используются в мужских парфюмах, но и многие женщины носят их с удовольствием в подходящей ситуации и образе.
· Морские или водные – весьма популярны в последние десятилетия из-за своей легкой палитры, свежих и холодных нот в сердцевине и ненавязчивым базовым.
· Восточные – традиционно самые насыщенные, плотные и сладкие духи, их даже можно охарактеризовать словом «слишком». Создаются на основе южных пряностей, мускуса, сладостей, призваны волновать, дразнить и будоражить чувства.
· Гурманские ароматы пахнут нашими любимыми лакомствами – ванильным кремом, соленной карамелью, корицей, кофе с молоком, виноградом, земляничным джемом и прочими вкусностями.
Это система – рекомендация, а не закон. В других источниках вы можете найти упоминание дополнительных семейств ароматов, описание промежуточных групп, например, цветочно-восточных. Это не будет ошибкой, а только стремлением расширить свои знания, сделать систему более наглядной и удобной.
Необходимые ингредиенты
· Собственно, носитель аромата, душистые вещества – эфирные масла, эссенции, синтетические душистые вещества, даже свежесрезанные цветы, их лепестки, травы и листья душистых растений;
· основа – транспортное масло или спирт.
Выше были названы некоторые ароматы. Это не исчерпывающий список, а только самые наглядные примеры, которые сможет узнать и представить каждый читатель. Ароматическая палитра любого парфюмера значительно шире. Вы сами решаете, какие именно компоненты использовать. Нужно только обязательно учесть:
· вкусовые предпочтения – какие запахи нравятся вам или близкому, человеку, если духи планируете преподнести в подарок;
· индивидуальную переносимость – вдруг в смеси окажутся вещества, вызывающие приступы аллергии у конкретного человека;
· какой результат вы хотите подучить – использовать классический рецепт на основе розы, бергамота или лаванды; воссоздать любимый парфюм, например, «Ландыш серебристый», но придать ему уникальности новыми нотками; составить духи-впечатление о важном моменте или путешествии.
Эфирные масла
Но в наше время парфюмерия активно использует синтезированные компоненты, которые ни в чем не уступают натуральным, а иногда даже превосходят из-за своей чистоты, концентрации, тонкости запаха и стабильности. Современная химия работает на уровне молекул и позволила создать такие ароматы, которые были раньше недоступны или получались недостаточно выраженными и яркими, чтобы войти в состав духов. Например, раскрывающий в средних или базовых нотах запах кожи, замши, дыма, земли после дождя (петрикора), тумана, озона, разогретого битума, извести, мокрой глины, лесного мха, осенних листьев, морской соли.
И куда более привычные нам, но не имеющие конкретного носителя в мире растений, ароматы свежей выпечки, шоколада или жевательной резинки, меда, морской соли, даже молодого зеленого огурчика.
Или тех, чьи природные источники звучать слишком тихо и недолго: тысячелистник, полевой василек, горошек душистый, зверобой, садовая ромашка, сирень, глицинии, ландыш, редкие орхидеи, тростник, груша. Даже аромат сирени сейчас чаще получают искусственным синтезом, а не из соцветий настоящего кустарника.
Спиртовая основа
Спиртовая основа:
· разводит душистые вещества до запланированного объема,
· снижает их активность при контакте с кожей,
· одновременно фиксирует и усиливает аромат,
· способствует летучести всей композиции.
Для этих целей используют чистый этиловый (96%) или медицинский спирт, который разводят в равным объемом дистиллированной воды. Либо можно купить готовую парфюмерную основу – смесь того же спирта с водой.
Но раз мы создаем духи в домашних условиях, в качестве базы подойдет качественная крепкая водка, без отдушек и добавок.
Цветы, листья и травы
Немного выбранного масла нужно налить в сосуд из темного стекла, с широким горлом. Затем всыпать туда исходные компоненты, например, розовые лепестки, легонько подавить их стеклянным пестиком или бамбуковой лопаточкой, долить масло-основу, чтобы его уровень был над душистым сырьем, плотно закупорить. После чего работать будет время: за одну-две недели в темноте растение отдаст часть собственного аромата маслу. Чтобы получить более насыщенный запах, можно повторить процедуру несколько раз, используя одну и ту же базу. Только не забудьте ее профильтвовать!
Необходимые материалы
· стеклянные флаконы, цветные или темные – это увеличит срок жизни будущих духов;
· к ним – плотные пробки или крышки-пульверизаторы;
· большой флакон или иную емкость, для смешивания;
· стеклянные пипетки с узеньким кончиком для душистых веществ (запомните золотое правило парфюмеров: одно эфирное масло или эссенция – одна пипетка);
· мерный шприц с мелкими делениями – для спиртовой основы (можно использовать медицинский, убрав иглу);
· полоски-тестеры – купить готовые или изготовить самостоятельно;
· фильтры из марли или нетканого полотна (можно использовать кофейные);
· маленькая воронка;
· «лабораторный журнал» для записей.
Тщательно уберите будущее рабочее место, чтобы рядом не было помех, других источников запахов, продуктов питания, которые могут загрязнить будущие духи или сами впитать их аромат.
И моя собственная особая рекомендация: приготовьте емкость с чистой прохладной питьевой водой. Если во время работы делать по нескольку глоток, вы очистите вкусовые и обонятельные рецепторы, а значит сможете тоньше чувствовать ароматы и их сочетания, улавливать отдельные ноты.
Рецепты
· в первую очередь подбираем сердечную ноту – это 50% будущей смеси;
· затем – базовые ноты, они составят от 20% до 40%;
· последними – верхние, самые легкие ноты, еще 10-30%.
При создании и записи рецепта проще всего считать капли, а не миллилитры душистых веществ. Если весь объем аромата представить как 100% и 10 капель, легко выстроить пропорцию для отдельных нот:
3 капли верхних : 5 капель средних : 2 капли базовых.
Не стоит сразу же смешивать ароматические жидкости: нанесите по капле на отдельный тестер. Послушайте соло каждой ноты, а затем – в различных сочетаниях с другими: просто поводите перед носом веером из бумажных полосок. Какие-то ароматы могут нравится вам сами по себе, но не подходить друг к другу. Пробуйте, экспериментируйте и постепенно вы подберете самый гармоничный букет
Но прежде рекомендую потренироваться на готовых простых рецептах, с минимумом компонентов. Например:
· 1 капля масла апельсина, 2 – ромашки садовой, 5 – лаванды, 2 – кедра;
· 2 капли масла лимона, 1 – ванили, 4 – бергамот, 1 – нероли, 2 – сандала,
· 4 капли розового масла, 3 – ириса, 2 – бергамота, 1 – кориандра.
На мастер-классах и индивидуальных занятиях я даю более сложные и авторские рецепты духов.
Процесс изготовления
Сосуд нужно плотно закрыть и энергично встряхнуть, чтобы запустить процесс растворения и смешения масел с основой. Чтобы духи получились зрелые, насыщенными и гармоничными, полученную смесь выдерживаем в прохладе, без доступа света от 2 суток до нескольких недель (от 1 до 6). Примерно через день сосуд желательно встряхивать, чтобы ускорить химические реакции внутри.
Готовые духи сначала тестируем, если результат нам подходит – переливаем парфюм во флакон. Так как при реакции эфирных масел со спиртом может образоваться осадок, необходима фильтрация: в маленькую воронку помещаем фильтр и через него пропускаем ароматическую жидкость.
Ошибки новичков
· сразу используют большие объемы ингредиентов;
· берутся за сложные составы, с множеством разных компонентов;
· не соблюдают пропорции между тремя уровнями нот, из-за чего духи получаются несбалансированными;
· забывают о выдерживании парфюма;
· наносят духи на себя без проведения теста на аллергию;
· добавляют в смесь свежевыжатые соки;
· нарушают правила хранения готового аромата.
Если все сделать правильно, с учетом этой инструкции, самодельные духи станут хорошим подарком, будут радовать своего носителя от 3 месяцев до полугода.